Цена потребления

Из-за обвала рубля некоторые продукты питания прибавили в цене уже в конце 2014 года. В магазинах электроники и бытовой техники перед Новым годом наблюдался беспримерный ажиотаж - многие потребители стремились вложить обесценивающиеся рубли в товары долгосрочного пользования, чья достоинство также может возрасти в разы. В 2015 году непременно подорожают услуги ряда государственных органов. Планируется также усиление акцизной ставки на бензин, алкоголь и табак. Насколько беспокоит рост цен простых российских потребителей и через чего они готовы отказаться в целях экономии?

С 1 января 2015 году увеличивают цены для свои услуги загсы и паспортные столы. Заключение брака обойдется не в 200 рублей, якобы в 2014 году, а в 350 рублей, развод довольно стоить по 650 рублей с каждого супруга - то перекусить на 200 рублей дороже, чем прежде. Стоимость смены фамилии составит 1600 рублей. Замена утраченного alias испорченного паспорта составит не 500, а 1500 рублей. Получение биометрического загранпаспорта обойдется в 3500 рублей взамен прежних 2500 рублей.

Подорожают автомобильные права. Изготовления пластиковой карточки самих прав обойдется не в 800, а в 2 тысячи рублей. Вырастут в цене и экзамены: теория будет стоить тысячу рублей, практика - 3500 рублей. Плохая новизна и для тех, у кого права уже уплетать: продолжится рост цен на бензин. Ставки акцизов для это топливо с 1 января возрастают в среднем на 10% сообразно сравнению с 2014 годом.

В 2015 году увеличится также стоимость алкогольных напитков. Акцизы на алкоголь крепостью более 9% вырастут накануне 600 рублей за литр. На алкоголь крепостью прежде 9 % ставка поднимется с 400 до 500 рублей. Табак также подорожает. В 2015-2016 годах акцизы для сигареты увеличатся на 20-30 процентов.

И все это помимо ожидаемого роста цен для продукты питания и товары долгосрочного пользования.

По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, в конце 2014 возраст значительно возрос уровень потребительского пессимизма и в будущем это может привести к росту социального недовольства:

- Очевидно, сколько наиболее пострадавшими от роста цен оказались человек с низкими доходами. Безусловно, уровень потребительского пессимизма безотлагательно наиболее высокий за последние 10 лет. В четверкнига квартале 2014 года в России впервые реальные доходы населения снизились и, судя по всему, это только начало затяжного кризиса. Люди, потратив остатки сбережений или частично потратив сбережения, уже понимают, что наступает достаточно тяжелое время. В 1990-е годы не было такой закредитованности семейных бюджетов. Именно кредиты станут достаточно болезненной сферой для большинства граждан. К сожалению, регулятор достаточно посредственно ограничивал выдачу кредитов тем, кто не может их обслужить. Мы видим, который семейные бюджеты в нынешних условиях не в состоянии обслуживать ипотечные займы в валюте, следующая категория - это залог в рублях, многим также трудно довольно ее обслуживать. Имеет место также большое наличность потребительских кредитов. Что касается продуктов питания, то ценники временно еще не отыграли декабрьское упадок рубля. Но в январе ожидается 15-процентный рост цен - его анонсировали крупнейшие производители базовых продуктов питания - молочных продуктов, овощей, фруктов, мяса. Я думаю, сколько без внятных форм социальной поддержки людей с низкими доходами, чего не было последние 20 с лишним лет, пережить кризис многим семьям довольно довольно трудно. Потому что подорожание продовольствия сопоставимо с подорожанием, которое было в засуху несколько лет назад, а может и превышает его.

- Может ли потребительский пессимизм следовательно граждан на уличные акции протеста?

- Я думаю, сколько такие категории как банковские заемщики, могут предпринимать какие-то активные шаги в отстаивании своих прав. Я не думаю, который социальный протест перерастет в политический, потому который политическая сфера является сейчас крайне неразвитой. А социальный протест непременно будет. Мы видим что та иначе иная группа - врачи, заемщики - безотлагательно достаточно хорошо мобилизуются и пытаются защищать свои узкие корпоративные интересы.

- Связывают ли потребители рост цен с государственной политикой?

- Прежде только они связывают его с обвалом рубля. Вопрос, кто в этом обвале виноват? Боюсь, что не все потребители, увидевшие бананы и картошку в два раза передроже, чем они были совсем недавно, связали это с санкциями или с агрессивной внешней политикой российского государства. Боюсь, который большинство здесь видит других виновников. Большинство видят в этом не экономические проблемы нашей страны с высокой долей доходов бюджета через нефти и газа. Люди считают, что России мстят страны Запада, - полагает Дмитрий Янин.

Директор «Левада-центра» Лев Гудков также говорит о книга, что россияне, хоть и заметили рост цен, а многие уже начали экономить, пока не связывают ухудшение экономической ситуации в стране с государственной политикой:

- Рост цен заметили едва 80 процентов населения, хотя и в разной степени. Часть заметила, однако терпит. Другие вынуждены оставлять от приобретения известных продуктов. 22 процента вынуждены отдавать от привычных продуктов. И эта цифра растет от месяца к месяцу. В общем, это взаправду вызывает очень сильное беспокойство, но говорить, что это вызывает какое-то сильное недовольство и изменение отношения к власти, покуда нельзя. Потребительские настроения падают кончено заметно уже с июля, а поддержка властей едва не меняется. Пропаганда переключает постоянно недовольство на внешние факторы, прежде только люди считают, что это Запад нам гадит, и старается тем самым ослабить и унизить Россию, принудить ее принять свою политику.

Значительная отрывок людей пока, по крайней мере, для словах, готова терпеть. Тем самым рост поддержки руководства страны и оценки текущей ситуации, ожидания будущего сильно существенно расходятся. Впервые, можно говорить, мы фиксируем такую ситуацию. По крайней мере, такую уровень расхождения. Обычно для патерналистского сознания, а наше беседа именно такое, отношение власти, как правило, является определяющим и в отношении повседневных установок. Сегодня эти плоскости оценки весьма резко разошлись. Думаю, что это временное явление и через месяц-два мы увидим изменение отношения и к власти.

- Вы полагаете, это расхождение связано исключительно с силой пропаганды?

- Никакая пропаганда не может убедить людей, если они не хотят в этом уверяться. Пропаганда задевает очень важные моменты комплекса ущемленности национального сознания. Она поднимает те структуры сознания, которые и беспричинно присутствуют. Прежде всего это касается комплекса ущемленности, зависти, сознания сильно глубокого поражения, что мы отроду не будем такими как западные страны, чтобы очень хотим жить так, как они. И вот это сознание неудачников опрокидывается и превращается в вельми устойчивый антизападный ресентимент. На этом и играет держава и пропаганда. Пока это однако держится, но я думаю, что подступающие практические проблемы, экономический кризис изменят это положение. Но не сразу.

- Ожидают ли граждане сейчас, что в будущем рост цен продолжится тож надеются на стабилизацию?

- Ждут длительный экономический кризис. Около половины считают, сколько это будет от двух лет и больше. Понимание того, который страну ждет глубокий кризис, усиливается, - говорит Лев Гудков.

А через каких товаров и услуг граждане отказываются в первую очередь? Отвечает Дмитрий Янин:

- Мы видим, сколько уже в легком коллапсе находится туристическая отрасль. За счет этого ухудшились показатели авиакомпаний. Первое через чего отказываются граждане - это туризм. И упадок продаж туристических продуктов уже теперь превышает 30 процентов.

Прежде только, люди отказываются от отдыха и развлечений. 22 процента сказали, сколько они уже сократили расходы для отпуск или вообще от него откажутся

Следующее - это сокращение расходов на питание - люди покупают более простые товары, отказываются от того, что они покупал раньше. Экономят также на одежде и обуви - будут донашивать старое. На чем не удастся сэкономить, беспричинно это на расходах, связанных с ЖКХ, которые будут расти, с транспорчасть, стоимость которого будет расти. На лечении и лекарствах трудно будет сэкономить. Цена лекарств в значительной степени зависит от курса доллара. Но люди будут покупать их до последнего, поскольку это вопрос выживания. А всетаки расходы, которые не упираются в выживание, будут сокращать.

Лев Гудков также перечислил, через каких товаров и услуг, сообразно наблюдениям «Левада-центра», отказываются либо готовы отказаться граждане в кризисной ситуации:

- Прежде только, люди отказываются от отдыха и развлечений. 22 процента сказали, что они уже сократили или в ближайшее время сократят расходы на отпуск или вообще от него откажутся. Люди также начинают покупать более дешевые товары для длительного пользования разве вообще отказываются от их приобретения. Речь соглашаться о таких вещах, как холодильник для смену, стиральная машина, телевизор, обстановка. Все это откладывается на потом. Ну и третье - неимоверно важное - начинают экономить на питании, на повседневных расходах. То есть сокращают то, что не обеспечивает физическое выживание.

- Какие-то продуктовые запасы граждане уже делают?

- Они делали их, начиная с паники сообразно поводу гречки, но в принципе ресурсы у населения непроходимо маленькие. Провинция - а это две трети населения - живет через зарплаты к зарплате - денег там вышли. Там привычная тактика выживание - это стряпать запасы, исходя из того, что вырастили для приусадебных участках. Там конечно постоянно это идет в дело. Что касается горожан, то привычка, идущая вдобавок от советских времен, от дефицитарного плеяда, конечно, ведет к тому, что кое-какие запасы делают, однако это все не очень надолго. Это скорее для отдать дань навыкам прошлого выживания, - считает директор «Левада-центра» Лев Гудков.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.